Цветная метка
"Сегодня ночью ходили в ангар метро. Собирались разнести пару-тройку вагонов метро. Но нас засекли, и пришлось ограничиться тем, что разбомбили кусок стены депо". Это всего лишь отчет о неудавшейся акции по раскрашиванию поездов метро. Граффити или "стрит-арт" - так официально называется искусство по разрисовыванию уличных стен, заборов, вагонов метро и электричек. В последние несколько лет оно буквально наводнило российские города.
Граффити как "уличное искусство" зародилось в Филадельфии в конце 60-х годов. Сначала это были неприличные надписи либо пропагандистские слоганы, оставляемые на стенах. В середине 70-х художники переместились в нью-йоркскую подземку, и уже их граффити, став более яркими и осмысленными, привлекли к себе внимание властей и обывателей. Разрисовывание стен неоднократно пытались запретить на самом высоком законодательном уровне, но это не принесло никакого результата. Стрит-арт прочно утвердился в американских, европейских, азиатских и австралийских городах, стал неотъемлемой частью культуры мегаполисов. Помимо Нью-Йорка и Лос-Анджелеса, мировыми центрами граффити сегодня считаются Лондон, Амстердам и Мадрид. В Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске (три признанных российских центра стрит-арта) движение граффити лишь набирает обороты.
Считается, что первые рисунки у нас появились приблизительно в начале 1990-х. Мой импровизированный опрос граффитчиков показывает, что уличным рисованием обычно увлекаются тинейджеры 13 - 16 лет и студенты гуманитарных вузов. Свои настоящие имена граффитчики предпочитают скрывать и выступают под "никами" - кличками. Эти ребята, как правило, носят широкие, рэперские штаны и кеды на толстой подошве, говорят на одним им понятном сленге. "Разбомбить стену", например, означает нарисовать на ней что-нибудь краской из баллончиков. Себя ребята называют "райтерами", а свои произведения - "писами" (от английского слова "piece" - кусок). На "бомбежки" райтеры, как правило, ходят группами от 3 до 10 человек. В одной только Москве существует около двадцати таких граффити-команд. Их "жертвами" становятся глухие заводские заборы, гаражи и поезда, простаивающие в депо.
"В 1997 году ужасно потянуло на что-нибудь необычное, - рассказывает 23-летний Тайк, он же Шурик, сотрудник респектабельной столичной фирмы. - Я наслушался тогда рэпа и нарисовал несколько композиций. Показал друзьям, и кто-то из них сказал, что это похоже на граффити. Объединившись в команду, мы решили выйти на улицу. Сначала, конечно, чирикали маркерами по гаражам и в подъездах, а потом купили баллончики - и пошло-поехало. Схема очень простая: есть 50 - 70 рублей - пошел, купил баллон и рисуешь, а нет - сидишь и ждешь новых финансов". Для справки: на один "пис" уходит в среднем 3 - 6 баллонов. Так что граффитчики просто вынуждены работать. Впрочем, они делают это с удовольствием: и работают, и учатся, и с детьми нянчатся. "Зря нас называют асоциальными, а то и криминальными элементами", - немного обиженно говорит мне Крок, в миру Александр Петрович. Этому забавному бородачу давно перевалило за тридцать, он защитил диссертацию и в прошлом году отдал сына в первый класс.
"Мы несем искусство в массы, как вы не понимаете? - слегка раздраженно втолковывает он мне. - Ведь сколько брошенных заводов, некрасивых заборов в Москве, электрички вечно грязные... У нас есть твердое правило рисовать только там, где ничего нельзя испортить. Памятники же мы никогда не уродуем, не пишем на граните или мраморе". Лучшие московские граффити, по мнению моего собеседника, который даже собирается открывать собственную школу "райтерства", можно увидеть неподалеку от станций метро "Войковская", "Октябрьская", "Новослободская", во дворах улицы Дмитрия Ульянова, в районе Савеловского вокзала.
А вот граффитчик Олег из Санкт-Петербурга: "Моя первая работа изображала родной город и была нарисована у меня дома на кухне, прямо на стене. Потом мы начали бомбить заборы. Как правило, собиралось человек пятнадцать, из них два-три человека рисовали, а остальные были зрителями. На "дело" выходили по вечерам, под покровом темноты, так как все это, разумеется, было нелегально. За нами охотились милиционеры, и некоторые товарищи даже попадались. Страшных последствий не было, но пинков в отделении получили немало. Гораздо больше проблем у нас было с добыванием краски. Ведь никаких баллончиков тогда и в помине не было. Нам приходилось довольствоваться продукцией "Латвбытхим". Когда удавалось, мы воровали их из магазинов. И не только потому, что сидели без денег, просто тогда считалось, что настоящие граффитчики никогда ничего не покупают... Впрочем, не удивительно, что у нас были столь превратные представления на этот счет - доходившая тогда до нас информация была крайне скудной. Три года назад я постепенно перестал делать граффити и занялся предметным дизайном. Меня стали приглашать оформлять питерские клубы".
Случай Олега - в российской практике большая редкость. Это на Западе граффитчиков сплошь и рядом привлекают к оформлению промзон и новостроек, желая направить энергию уличных художников в мирное русло. У нас райтерство приравнивается к вандализму и карается законом. В прошлом году, например, против граффитчиков было возбуждено 3 уголовных дела. Это, конечно, немного, но в октябре прошлого же года московские власти обратились в ГУВД "с просьбой провести работу по выявлению любителей граффити, поставить их на учет, а также организовать профилактические беседы". Так что можно предположить, что число судебных разбирательств с райтерами будет только расти. Впрочем, последних это не пугает: подростковые "худбанды" все так же пробираются по ночам в депо и оставляют свои цветные метки на вагонах. И, между прочим, рискуют жизнью, когда сломя голову удирают по темным тоннелям от машинистов.
Так может, пора пойти по западному пути? Москва уже несколько лет проводит ежегодный фестиваль граффити. Отдельные депутаты Мосгордумы предлагают принять закон, позволяющий "заниматься стрит-артом в специально отведенных для этого местах". Не знаю, какие места будут в итоге отведены под райтерство и как к этому отнесутся его последователи, но рассуждают депутаты верно: граффити - это форма самовыражения поколения, контролировать которую столь же трудно, как образ мышления молодых, их любимую музыку и стиль одежды. Остается только принять.
|