Приветствую Вас Гость | RSS


Рисуем граффити

Главная » 2010 » Июнь » 28 » Рисуем граффити
12:17
Рисуем граффити

Большинство хотят но не умеют рисовать, а баллончики с краской берут в руки только потому, что это сейчас респектуально и получается черти что. Но настоящие мастера не стремятся стать своими в граффити-тусе. Они не светят лиц и имен, делают свое дело и без пафоса украшают стены города настоящими шедеврами. 

Все работы хороши. 

Механизм рисования довольно прост. Обычно сначала рисуется эскиз ("скетч"). Затем этот эскиз воплощается на стене с помощью краски. Кароче, эскиз и рисунок на стене зачастую очень сильно различаются. А многие вообще не пользуются эскизами, а импровизируют.

В основном граффити делается с надписями на вражеском языке, хотя в России сейчас достаточно много талантливых людей, использующих русский шрифт. 

Существует несколько направлений в рисовании граффити. Ты не обязательно должен заниматься всем сразу, хотя многие ортодоксы считают, что «настоящий райтер должен быть олл-сити», то есть уметь рисовать все.

Тэгинг.

Тэгинг - оставление своей подписи (тэга) на стенах, вагонах и любых других красивых поверхностях. Это может быть не только подпись, но и целая фраза. Именно тэгинг стал предком настоящего граффити, зародившегося в Нью-Йорке в семидесятых особенно модно считается стикер-наклейка с тэгом. 

Отдельно выделяется тэгинг на стеклах (скрэтчинг). Его основной (и, пожалуй, единственный) плюс - полная нестираемость. Делается такая надпись камнем или грубой наждачной бумагой. Обычно скрэтчи делаются камнем для заточки ножей.

Бомбинг.

Это быстрое нанесение рисунков, обычно в стиле Old School, на всех движимых и недвижимых поверхностях с максимальной скоростью. Бомбинг - нелегальное течение, и «бомбардировщики» рискуют сильно пострадать от рук правоохранительных органов; поэтому и рисуют они по ночам и очень быстро. 

Концепт-рисунок.

Самое сложное направление в граффити, приближающееся к традиционной живописи. Это выполненная в сложном стиле работа, которая совмещает и надписи, и изображения предметов. Обычно такое граффити рисуется легально, так как требует кучу времени на каждый рисунок и не меньшее количество затраченных денег на краску. В качестве стилей надписи господствуют стили New School.

Преступление и наказание.

Существует два вида граффити - легальное и не очень. Легальное граффити - это оформление клуба, участие в конкурсе граффити или покраска гаража соседа с его разрешения. Все остальное - противозаконно. Имей это в виду! Но не будь параноиком. Без проблем раскрасить стену можно днем и в достаточно людном месте (тем более, если рисуешь что-то действительно стоящее). Наиболее лояльно по отношению к граффитчикам ведет себя московская милиция (если и начнут докапываться, то от них легко откупиться). Гораздо строже с этим делом в Питере - там все заморочены на красоте родного города, и обычным взяткоштрафом ты не отделаешься.

Официально тебе может грозить ст. 214 (вандализм), 167 (умышленное уничтожение или повреждение имущества), 243 (уничтожение или повреждение памятников истории культуры) УК РФ. Такие дела наказываются арестом или штрафом до 100 000 рублей или лишением свободы. Но чаще всего все заканчивается мировой с владельцем оскверненного строения, небольшим штрафом или закрашиванием участка с граффити. А если штраф платить неохота, то просто бросай краски на месте преступления и делай ноги.

Холст.

Стену лучше выбрать заранее. Рисовать лучше там, где твое произведение увидит достаточно много людей: ты же рисуешь не только для себя. Тут нужно выбрать компромисс между безопасностью и желанием прославиться. Следует учитывать не только местоположение, но и тип материала, на котором будешь рисовать. Неудобны для граффити неровные поверхности типа заборов с выпуклыми орнаментами. Также краска очень плохо ложится на некрашеное дерево и металл. Еще не рисуй на ржавчине или побелке - граффити сойдет вместе с верхним слоем поверхности. Самая лучшая поверхность - пористый бетон (не путать с бетонными плитами). А если поверхность еще и загрунтовать, о чем речь пойдет чуть позже, то вообще будет сказка. Металлическую поверхность перед нанесением рисунка стоит хотя бы обезжирить растворителем.

Не стоит рисовать в дождь (поверхность должна быть сухой) и в холод. При низкой температуре краска плохо держится и долго сохнет. Да и руки мерзнут.

Краски.

Пойдешь рисовать - не забудь взять с собой краску! Кэны (баллончики) бывают объемом от 0,4 до 0,6 литра. Одного кэна хватает на полтора-два квадратных метра поверхности. В России наиболее распространены следующие марки краски:

Abro

Дешевая, но быстро выцветает. Бери "Абро", если у тебя мало денег, или если ты не рассчитываешь на долгую жизнь своей работы.

Цена: 50р.

Abro Sabotage

То же, что обычная "Абро", но держится чуть лучше. Недостатки - приспособленность под female-кэп и отвратительный запах. 

Цена: 55-60р.

Mantana Black

Mantana - это краска, специально приспособленная для граффити. Хорошо держится, почти не течет и мало выцветает. Прекрасный выбор для легального райтинга. 

Цена: 150р.

Mantana Hardcore 

Краска создана специально для бомбинга; у нее большее давление, следовательно, она больше течет; зато поверхность забивается цветом быстрее.

Цена: 120р.

Bombers Best

Краска сама по себе очень хорошая, но отличается требовательностью к кэпам: подходят только некоторые male-кэпы Belton: banana skinny, soft white/blue, fat white/pink.

Цена: 170р.

Belton Molotow

По качеству Belton не уступает Mantana, но цвета у него однозначно более тусклые, да и гамма их поменьше. Минус - цена. Точнее, ее соотношение с качеством.

Цена: 180-200р.  

Belton Special

Светится в темноте либо отражает свет. Используется только в закрытых помещениях: на открытом воздцхе краска быстро выцветает и вымывается дождем. Желательно использовать поверх слоя аналогичной по цвету краски, если цель - получение яркого и четкого изображения. 

Цена: 180-220р.

Также неплохие краски - Rust-Oleum, Dutch Boy, Red Devil, Sparvar. Но они не сильно распространены в России. 

Начинающие граффитчики обычно "Монтаной" рисуют контуры, а "Аброй" делают заливку. Получается красиво и экономно. Не рекомендуется покупать в ближайших «автозапчастях» краски Fiesta, King или Pride, а все-таки съездить хотя бы за Abro. Автомобильная краска не приспособлена для стен и в лучшем случае просто будет течь, а в худшем - просто не будет забивать нижний цвет, так как очень жидка и прозрачна, а также дольше сохнет.

Среди граффитчиков есть профессионалы, которые смешивают разную краску. Это делается для получения нужного цвета или для экономии. Например, можно смешать дорогую краску и дешевую. Или когда в разных кэнах остается немного краски, ее сливают в один кэн. Процесс переливания довольно сложный, поэтому начинающим экспериментировать не рекомендуется. А технология переливания такая: баллон-донор нагреть, баллон-акцептор - охладить. Соединить стержнем от шариковой ручки, нажать...

Эквипмент.

Кроме краски граффитчики берут с собой на дело еще много чего.

Кэпы.

Кэпы - насадки на баллончик для распыления краски. Можно купить тонкие (skinny) для рисования контуров и широкие (fat) для равномерной заливки больших поверхностей и для красивых экспрессивных линий. Для полноценной работы этих двух видов вполне достаточно. Когда станешь профессионалом, можешь прикупить еще набор каллиграфических кэпов. Они нужны прописных шрифтов, имеют вращающийся распылитель и рисуют линии различной толщины в зависимости от угла наклона кэна.

Кэпы бывают двух типов: male и female. Female имеют дырку в основании, которой надеваются на штырек на верхушке баллона. Male-кэп, наоборот, имеет штырек. Кэны Mantana, Belton и Abro приспособлены под male-кэп, Abro Sabotage - под female. Кстати, на бэлтоновских баллончиках всегда стоят черные кэпы. Ими рисовать нельзя! Это такая политика компании - купил краску, купи и нормальный кэп. Новички этого не знают, начинают рисовать, а потом возмущаются, что за жуткая краска! Многие фирмы-производители краски, к примеру, Mantana, не комплектуют свою краску кэпами вообще; их приходится докупать отдельно.

На заметку: кэпы - материал расходный, так как имеют обыкновение забиваться краской даже при самом грамотном использовании. Поэтому, выходя на дело, бери с собой мешочек запасных кэпов.

Можно сделать кэп самому; обычно так делают ultra-skinny кэпы. Игла от шприца впаивается к дырке-распылителю. Легче это сделать на каллиграфическом кэпе, сначала выдернув плоскогубцами распылитель. Также можно взять skinny-кэп Mantana (с пластиковой трубочкой), немного рассверлить трубочку тонким сверлом и вставить туда иголку для мяча. Она толще, а часть её (с дыркой сбоку) лучше отрезать. Затем трубочка нагревается и намертво припаивается к игле. Такой кэп даёт очень тонкую струю и сложно забивается.

Кэпы стоят в среднем 15 р.

Респиратор.

Защитит при химической войне и добавит лицу загадочности. Незаменим при рисовании в замкнутом пространстве, да и на свежем воздухе им пренебрегать не стоит. Краска очень вредна для легких. Не заметишь, как астму заработаешь. Выбор респиратора - дело вкуса. В основном из иностранных распираторов используют фирму 3M и стоят они в среднем по 1500р. кто-то - советские противогазы ГО: РУ, РПА, РПГ (100-150р.). Они спасут от всех видов органической дряни. Стоят около 150 руб. Хотя можно взять и китайскую маску за 15 руб. Другое дело, что толку от нее не будет никакого.

Вандалайзер.

Это широкий маркер, которым очень удобно писать по гладким поверхностям. Им обычно ставят подписи - теги. Им же исправляют какие-то мелкие детали на рисунке. Лучше не писать вандалайзером по бетону и подобным шершавым поверхностям: быстро сотрется.

Многие граффитчики предпочитают монтановские вандалайзеры, а также BOMB, On The Run или Aerosol Art. Стоят они около 150-250р. Краску для заправки вандалайзера можно купить отдельно. Поллитра краски (8-12 заправок) стоит 500 р. Также можно купить для маркера новое жало, если старое стерлось. Не пишит по шершавым поверхностям маркерами размера больше L! Новое жало на такие широкие маркеры найти очень сложно! Многие предпочитают делать вандалайзер самостоятельно. Это можно сделать либо полностью самому, либо использовав готовый маркер для обуви, залив в него краску. Вполне можно использовать обычную краску в баллончиках. Не забудьте бросить туда стальной шарик - от мыши или подшипника. Он будет перемешивать краску с растворителем.

Чтобы тэг держался дольше, райтеры поверх тэга с помощью свечки наносят слой воска. А еще можно сделать несмываемую краску - просто заливаешь в вандалайзер смесь дешевого лака с лакоснимателем. Пропорции определяется экспериментальным путем.

Трафарет.

Вырезается дома из куска линолеума. Перед этим рисунок рисуется или печатается на бумаге и переводится на линолеум. Трафаретом можно ставить теги и делать красивые и быстрые рисунки в общественных местах. Внимание! Старайся использовать линолеум без ворса на обратной стороне.

Перчатки.

И не надейся остаться чистым. Даже если ты правильно держишь баллончик и не перекрываешь пальцем струю (типичная ошибка новичка), краска все равно будет отскакивать от стены и капать с верха баллончика (чем дольше используется кэп, тем больше краски окажется на руках). Если у тебя нет аллергии, то летом без перчаток и можно обойтись. Опять же, без перчаток баллончик в руке скользить не будет. Ну а если ты чистюля, покупай в аптеке хирургические перчатки по 2.20 за пару. Они прекрасно сидят, руке в них удобно, кэп чувствуется очень хорошо.

Ошибки.

Допустим, ты нашел подходящую стену и стоишь перед ней с огромным запасом энтузиазма и баллончиком в руке. Не повторяй ошибок начинающих граффитчиков! А именно:
- Не забивай надписи на стене однотонным цветом, если это не предусмотрено скетчем. Краска прекрасно закрашивает любой цвет, даже белым по черному - просто надо провести несколько цветов.
- Сначала делай фон! Типичная ошибка начинающих райтеров - сначала нарисовать контур, а потом заливать его краской. В итоге получается уродливое хрен-знает-что с неровной заливкой и полузакрашенным контуром. Запомни - сначала рисуется эскиз цветом фона основной надписи, потом фон, потом контур.
- Если краска потекла, не останавливай потек руками, рукавами и прочим стаффом. Подожди, пока потеки высохнут и закрась их цветом фона. На всякий особо тяжелый случай возьми из дома копеечную губку. Будешь промакивать, если что.
- Прочищай кэпы после каждого использования! Перед тем, как отложить баллончик в сторону, переверни его и подержи кэп нажатым пару секунд, пока краска не перестанет выходить. А если краска внутри кэпа успеет засохнуть, можешь смело его выбрасывать.
- Перед тем, как навести струю на рисунок, брызни на землю или на пробный участок стены. Так можно проверить, правильно ли установлен кэп, к тому же иногда новые баллончики первые граммы краски выплевывают крайне неравномерно.
- соблюдай "кодекс чести" райтера. Не закрашивай чужие работы, даже если тебе кажется, что они плохо сделаны. Не оставляй свои подписи под чужими рисунками. Не порти чистые стены - уважайте труд других людей.
Прежде чем приступить к рисованию, стену неплохо бы загрунтовать. Грунтовка нужна для того, чтобы забить на стене старый рисунок, к тому же краска будет гораздо лучше ложиться на грунтованную поверхность. Для этих целей подходит эмаль или водоэмульсионная краска. Водоэмульсионка со временем течет и трескается, а эмаль в этом плане более стойкая, да и цвета на эмали получаются более яркие. Эмаль отлично подходит как фон - в нее можно намешать любую краску.
Будь стильным
С техникой вроде разобрались, осталось определиться со стилем рисования. Существуют несколько основных стилей граффити. Выбирай!

Old School

Наиболее классические и наиболее простые стили.  

Flat

Плоский рисунок. В этом стиле нет попыток передать обьем, буквы рисуются плоскими и не перекрывают друг друга. Обычно рисунок двуцветный, с минимумом дополнительных деталей. 

Bubble style

Термин пошел от первых рисунков, сделанных в этом стиле, когда буквы рисовались похожими на огромные пузыри, готовые лопнуть от краски. Сейчас этим термином обозначают все простое граффити, сделанное с минимумом сложных узоров, обычно в двух-трех цветах. Буквы редко перекрывают друг друга, иногда рисуются в «объемном» стиле. Один из самых простых видов граффити, используется в основном для бомбинга, так как позволяет рисовать очень быстро.  

Blockbusters и Throw-up

Огромные надписи на стене, при изображении которых акцент делается на размере. Наносятся с помощью широких кэпов или валика. 

Newschool

Стили более поздние и более сложные. 

Wild style

Один из самых сложных стилей. Буквы переплетаются, образовывая сложные узоры. Если учесть, что обычно используется и некоторая иллюзия трехмерности, детали, затрудняющие понимание рисунка, а также большое количество цветов и теней, разобрать надпись становится практически невозможно, по крайней мере, для человека, далекого от граффити. 

3D-style, FX-style

Это целая совокупность стилей. Буквы делаются в полной трехмерности (если в Wild Style буквы просто «вытянуты» вглубь рисунка, то здесь уже используется разная ширина букв, разное их располодение по всем трем осям координат, буквы поворачиваются и всячески меняют свое положение в пространстве). Широко используются тени. 

Многие райтеры не ограничиваются одной надписью и используют также объекты. Объект может заменять одну из букв или просто украшать своим присутствием всю картину. Также многие делают объект-персонаж, который становится «визитной карточкой» райтера. Такой персонаж называется кэрэксом (Characs).

СЛОВО "граффити" происходит от итальянского "graffito", то есть "нацарапанный". Иным уличным художникам такая этимология явно не по нутру. Что ни говори, между "неофицальными" надписями типа "куплю-продам", обнаруженными при раскопках на стенах римского форума (вот они - итальянские корни) и современным искусством граффити "дистанция огромного размера". Дистанция не столько даже временная, сколько стилистическая. Да и "царапать" среди серьезных мастеров нынче как-то не принято: наждачная бумага или скажем, сверло с алмазным наконечником уместны в руках вандала, но не художника. И все же граффити pодом именно оттуда - из выведенных неумелой рукой надписей типа: "Здесь был Киса, Фуфел, Килрой..." Или лорд Байрон. Да-да, тот самый. Так что, если вдруг доведется кому, к примеру, попасть в Шильонский замок, то знайте: вам непременно покажут, на какой именно колонне мрачного каземата оставил свой автограф мятежный гений. Конечно, не все надписи были столь бесхитростными. Попадались среди них и проникновенные посвящения, и магические формулы. В течение многих столетий безымянные авторы изливали на стенах душу, признавались в вечной любви даме сердца и кляли последними словами неугодных правителей. Иной раз граффити становилось даже источником вдохновения. Слово "рок" (в смысле, "судьба"), начертанное по-гречески на стене Собора Парижской богоматери, сподвигло Виктора Гюго на написание знаменитого романа. До 70-х годов нынешнего столетия граффито воспринималось как исключительно словесная форма самовыражения. Специалистов волновало "Что и зачем пишут люди на стенах?" (название одного капитального "граффитоведческого» труда). Вопрос "как" ученые умы занимал мало по той простой причине, что сами граффитисты на "как" внимания практически не обращали. "И слова пророков написаны на стенах подземки" - поется в известной песне Саймона и Гарфанкела конца 60-х годов. Но новые пророки Нью-Йоркских улиц были еще и художниками, они говорили не одним словом, но и цветом, и линией тоже. Граффити, каким мы знаем его сегодня, зародилось в Нью-Йорке как часть хип-хоп культуры. Отсюда, кстати, и обилие хип-хоповских словечек в слэнге нынешних граффитистов, а люди, желающие заполучить граффити-сувенир, давно усвоили, куда надо держать путь. В "шопы", торгующие хип-хоповской всячиной, хотя исконное граффити, то есть произведение: а) масштабное, б) индивидуальное и в) сотворенное не ради денег, а для души, там попадается куда реже растиражированного ширпотреба. Родоначальники жанра использовали самые обычные маркеры и аэрозоли, которые нередко "заимствовали" у зазевавшихся продавцов в магазине. Немало рабочих инструментов изготавливалось собственноручно. В ход шло буквально все: от специальных составов для подкраски обуви до штемпельной краски. В качестве корпуса для "начинки" обычно использовался отслуживший свое баллончик из-под дезодоранта. Есть, конечно, среди граффитистов и "чистые" художники, черпающие вдохновение буквально во всем: от библейских сюжетов до комиксов и телепостановок. Но большинство уличных мастеров обозначают свое амплуа по-другому: "писатель" или "шрифтовик". Исторически это писательство развилось из так называемых "тэгов" - стилизованных "автографов" или авторских логотипов. По нынешним меркам, довольно простеньких по форме и - соответственно - исполнению. Так что сейчас всякий начинающий писатель именно в качестве "тэггера" постигает азы мастерства. Идеальными объектами для художеств нью-йоркских подростков стали поезда подземки. Юные творцы забирались в отстойники, и наутро поезда выходили оттуда "обновленными". Граффити обрело скорость. Оно стало мобильным и отныне не ограничивалось стенами школ и туалетов. Послание, начертанное на вагонеподземки, могли увидеть в разных районах многомиллионного города. В 1975 году глазам удивленной публики предстало "полотно" размером в целый вагон, а год спустя - с состав. Особой любовью у граффитистов пользовались плоские вагоны старого образца и белые поезда - самыми же "неподходящими" считались бруклинские вагоны из гофрированной стали. Впрочем, для особо настойчивых и это оказалось не препятст- вием. Властям все это пришлось не по нутру. Дело не только в извечном начальничьем "не положено" - немало граффитистов, и в самом деле, не столько творили, сколько хулиганили, лихостью компенсируя отсутствие мастерства и вкуса. В середине 80-х "подземное" начальство выжило-таки граффитистов из своих владений. "Есть множество юных умов, которым есть что поведать миру. Но все, что они сотворили, затирается машинами-монстрами МТА" - подвел горестный итог в одном из своих поэтических опусов известный рэппер и уличный художник Футура-2000. Уже в наши дни в "городе желтого дьявола" видимо-невидимо развелось так называемых "граффити-туристов". По признанию одного изних, "это такой кайф - вернуться к себе и рассказать всем знакомым, как ты изобразил что-то на стене дома в самом Нью-Йорке!" И пусть тот не считается больше мировой столицей граффити - года три назад этот титул "отобрал" у него Лос-Анджелес. Но Нью-Йорк по-прежнему почитается как "колыбель" граффити. Именно там родился мир уличного искусства - со своей техникой, стилем и слэнгом. Вообще-то, точнее было бы сказать - стилями. Ведь граффити - это множество направлений и течений. От считающихся ныне уже немодными "надувных" буквмастеров "старой школы" до невероятноизощренного, требующего немалого мастерства и сноровки "wild style", в котором причудливые письмена сплетаются по прихоти автора в невероятно сложные узоры. Не говоря уж об индивидуальной манере. "Wild style" Именно так назывался и "граффити"- фильм (1982 г.) независимого кинорежисёра Чарли Ахерна, главный герой которого "расписывал" поезда в Южном Бронксе. Лента, по отзывам критики, получшась "интересной социологически, но наивной драматургически". Дни года спустя вышла более достоверная вариация на ту же тему режиссера Стэни Латана под названием "Beat Street", ставшая культовым хип-хоповским фильмом. "Стиль,- замечает Генри Чэлфант, автор книги "Subway Art", считающейся своего рода Библией среди граффитистов, для всякого "писателя" - понятие вполне конкретное. Определется оно прежде всего формой самих букв и тем, как они соединяются". А техническое мастерство и индивидуальный стиль достигаются бесконечными часами упорнейших тренировок. "Не существует легких способов для освоения сложного стиля, и время, которое ты тратишь на учебу, не заменишь ничем,- пишет Чэлфант. - Лучшая учеба здесь - это повторение. Ты должен еще раз пройти всю историю искусства граффити. От простого к сложному". Как, впрочем, и "черновик", куда заносятся и где потом бесконечно шлифуются все новые идеи. Символично название одного документального фильма, посвященного граффити, - "Война стилей". На заре современного уличного искусства основное средство в этой войне было простым и незамысловатым: поверх работы конкурента наносилась собственная картинка или надпись. Иногда - за неимением времени, средств или таланта - поступали еще проще: неугодное граффити жирно перечеркивали крестнакрест. Одно время в Нью-Йорке была дажее команда ТСО, то есть "the cross outs" (англ. "cross out" - "вычеркивать"), которая, судя по названию, решила объявить войну всем без исключения. Сейчас подобная манера считается ребячеством, непростительным для настоящего мастера. Есть два более цивилизованных способа выяснения отношений. В одном случае конфликтующие стороны должны за определенное время (oт нескольких часов до дня) "заполнить" часть стены. Выигрывает тот, чья работа будет признана лучшей. При другой форме разрешения спора решающим оказывается не качество, а количество. Творцам отводится определенный участок в городе. Оговаривается время - обычно где-то от недели до месяца. Кто сумеет "освоить" большую площадь, провозглашается победителем. И в том, и в другом случае в качестве арбитра приглашается третий граффитист или "команда". О вознаграждении договариваются заранее. Чаще всего проигравший расплачивается с победителем красками и прочими материалами. Иногда он лишается права писать свое имя или подвергается физическому наказанию - почти символическому. Ритуал здесь важнее собственно насилия. Еще одно напоминание об извечном споре "кто - кого?" - названия-аббревиатуры команд (состоящие, как правило, из трех букв), которые нередко заканчиваются "К" - "kings". Это могут быть короли определенного стиля или жанра, городского района или линии метро и т.д. Былая непримиримая борьба с властями и друг с другом наложила свой отпечаток и на "писательский" стиль. К примеру, так называемые "blockbusters" - огромные, "квадратные" буквы, слегка наклоненные вперед или назад и исполняющиеся обычно в двух цветах - вполне подходящее оружие, будь то борьба с чужим граффити или девственно чистым вагоном муниципальной подземки. Делай - раз! Делай - два! И вот вам, пожалуйста: максимальный результат за минимальное время. К тому же огромные буквы как нельзя лучше соответствовали самой сути граффити эпохи первоначального накопления опыта - читай: "тэггинга". Чье имя больше - тот и круче. История граффити как искусства, как стиля началась с того самого момента, когда "первописатели" вдруг осознали одну очень простую вещь: вывести свое имя "увесистыми" буквами может, в принципе, любой, это всего лишь вопрос времени, но не мастерства и индивидуальности. Сколько существует граффити, столько оно подвергается гонениям. Стоящие на страже закона и порядка твердят одно: роспись муниципального имущества - при всей (эстетической) ценности этой самой росписи - представляет серьезную угрозу обществу. Нотациями дело не ограничивается. Немало американских граффитистов поплатились за свое творчество внушительными штрафами, кое-кто угодил за решетку. Во многих мегаполисах граффитистам в свое время отвели так называемые "законные стены и дворы". Но официально разрешенных площадей на всех желающих не хватает. Власти Лос-Анджелеса, в конце концов, постановили, что неплохо бы провозгласить и "зоны нетерпимости", их примеру собираются последовать и в некоторых других городах. В борьбе лос-анджелесская полиция полагается не только на чудо-технику. Несколько лет назад переодетые "копы", под видом британской съемочной группы, делающей фильм уличном искусстве, арендовали студию и расклеили всюду объявления, приглашающие граффтистов поучаствовать в съемках. Откликнулось более шестидесяти человек, снабдившие полицейских подробнейшей информацией о своих любленных "объектах" и поставщиках краски, также образцами собственных творений. Преставители штата Нью-Гэмпшир недавно выступли в Конгрессе с предложением наказывать уличенных в граффити "битьем деревянной палкою по голому заду". Но пока битье вроде бы оставлено. До неопределенных времен. В Филаделфии решили навалиться на крамольников всем миром. Составлен список десяти "самых опасных" граффитистов. В кампанию активно включлись и фирмы-производители всевозможных красителей, обеспокоенные тем, что незаконное уличное искусство подрывает их престиж. Престиж самого граффити в Америке заметно портят две вещи. Во-первых, хип-хоп в целом , а значит, и граффити - там воспринимается как часть "гангстерской культуры". Во-вторых, по подсчетам самих граффитистов, примерно к десятой части уличных художеств в буквальном смысле приложили руку "крутые" парни, которые таким образом "метят" свою территорию - каковой цели вполне соответствуют и малохудожественные средства. Началось все в Южной Калифорнии. Оттуда же пришло и словечко "tagbanger" (производное от "tagger" и "gangbanger" - так на слэнге обзывают участников "групповухи"). Придумали его сами граффитисты, вознамерившиеся отделить таким образом "овец от козлищ". Но ни официальные власти, ни собственные родители в подобные тонкости вникать не желают (так что юные таланты ни тех, ни других в свои дела особо стараются не посвящать). В этом же, как считают граффитисты, кроется и ответ на часто задаваемый им вопрос: а почему среди уличных художников практически не видно девушек? Отчасти из-за бесконечных гонений многие нью-йоркские подземщики в свое время перебрались в Европу. Уникальную эволюцию претерпело завезенное из-за океана граффити в Великобритании, где оно стало заметной частью поп-культуры. В то время как британские полицейские представляют себе типичного уличного художника как "потерянного" подростка из малоимущей семьи, которому ничего в этой жизни не светит, все больше этих самых подростков находят себя в рекламе, компьютерном дизайне, музыке. Оно и понятно: чисто стилистическая разница между "легальным" и уличным граффити неуловима. А посему что такое хорошо (а значит, расценивается как искусство) и что такое плохо (и стало быть, преследуется по закону против вандализма), определяется, исходя из совсем иных критериев. И не все попавшиеся под тяжелую руку закона отделываются курьезными наказаниями, вроде запрета приближаться к любому железнодорожному мосту или появляться в лондонской подземке. Один граффитист из Шеффилда недавно получил пять лет тюрьмы. Но, как заметил один его земляк и соратник, это вряд ли кого остановит. Европа за последние годы заметно "ограффитилась". Уже говорят об итальянском и французском граффити. Вовсю красятся некогда братские Польша и Чехия. В Берлине дело поставлено на широкую ногу. Там есть даже специальный граффити-салон, куда могут обратиться и потенциальные заказчики, и художники с образцами своего творчества. А всякий проезжающий по территории Финляндии или Швеции может прямо из окна вагона полюбоваться на работы местных граффитистов, украшающих скупой скандинавский пейзаж. "Существует масса возможностей приложения твоего стиля,- говорит Чу, британский мастер граффити, нашедший себя в дизайне компьютерных игр. - Главное, чтоб он был сделан искренне и со вкусом".  

ИСТОРИЯ НАШЕГО (тогда еще советского) граффити началась в 1985 году - одновременно с модой на брейк-данс. Что вполне закономерно, ведь и то и другое - часть культуры хип-хоп. "В середине 80-х,- вспоминает один из основоположников российского граффити, калининградец Макс-Навигатор, - по стране волной прокатились break-фестивали. Началось все с Прибалтики: Шауляй, Паланга, Огре. И потом лет пять в разных городах СССР - от Калининграда до Горького и Донецка - продолжались грандиозные молодежные шоу". Первые граффитисты оформляли фестивальные декорации, которые - при всей их незрелости - потрясали воображение публики не меньше, чем головокружительные пируэты танцоров. "Через знакомых моряков, бывавших в Америке, - говорит Макс,- мы буквально по клочку выцарапывали все, что имело хоть какое-то отношение к нашему увлечению". Он был просто шокирован, когда в первый раз увидел на фотографиях разрисованные поезда нью-йоркской подземки. Не меньший шок поджидал его в Риге при виде "живого" граффити, выполненного Крысом. "В тот момент я многое для себя решил. Рисовать бросился тут же, "одолжив" в рижском магазине десяток баллончиков с аэрозольной эмалью (спасибо Латвбытхиму" - он единственный в стране помогал нам краской в аэрозоли)". Довольно скоро яркие рисунки появились на улицах Калининграда и Питера. В северной столице граффити тогда активно занимались Баскет и Бармалей (Баскет со временем перебрался в Москву, сейчас он дизайнер - по отзывам специалистов, дизайнер высококлассный). Спустя почти десять лет "раскачалась", наконец, и Москва. То, что в Риге и Калининграде граффити прижилось почти сразу же (не в пример в Москве), - не только огромная личная заслуга Крыса, популяризировавшего хип-хоп на Балтийском побережье. Есть тут и иная причина, куда более прозаичная. Необходимая для настенной росписи краска аэрозоль в Прибалтике стоит намного дешевле, чем в "континентальной" России. (Не забывайте, что для граффитиста немаловажно не только количество исходного материала, но и его качество, и цветовое разнообразие.) "В Калининграде баллон хорошей краски обойдется вам в доллар, в Москве - в пятерку, а хватит его на метр - от силы полтора - росписи", - делится невеселыми подсчетами Матрас, один из немногих "серьезных" столичных граффитистов (слушателям Станции 106,8 Матрас и его Da Boogie Crew хорошо знакомы по программе "Фристайл"). Еще один больной вопрос - взаимоотношения с городскими властями. Разрисовывать ночные клубы или делать декорации для видеоклипов - это, конечно, неплохо. Но место всякого настоящего мастера граффити - прежде всего, на улице. Макс в свое время сделал ход конем: он пришел в родную калининградскую мэрию с кипой фотографий. На одних были его собственные работы, на других - стены домов с выведенными на них общеизвестными ругательствами. В мэрии схватились за голову и срочно отвели Навигатору несколько мест в городе, чтобы хоть как-то облагородить "визуальную среду". Так что Максу, по его собственному признанию, куда больше проблем доставляют простые сограждане. "Раз какая-то бабуська разглядела в моей букве "К" свастику и полгода ходила по инстанциям с требованием уничтожить рисунок. Или иногда тинейджеры считают, что мои работы "недоделаны" и пытаются подкрасить их". Ну, так-то Калининград, вздыхают московские граффитисты. В столичную мэрию, поди, достучись! Тут другой масштаб и другой менталитет. Хотя индустриальной Москве, как верно замечают приезжие мастера, "явно не хватает свежих, ярких граффити, которые радовали бы глаз и грели душу". В последнее время наше граффити заметно помолодело. Рядом с тридцатилетними художниками "первого призыва", которым практически до всего приходилось доходить собственным умом, все чаще можно увидеть начинающих, которые моложе их ровно в два раза. Правда, при этом, по мнению Матраса, на всю Россию отыщется лишь три-четыре человека, которые очень активно занимаются граффити, еще человек 15-20 "встают к стенке" время от времени. Для большинства же это просто дань моде, которая, как и всякая иная мода, преходяща. Но, по словам "стариков", мода - модой, а все же многие наши молодые граффитисты рисуют "даже поинтересней художников из соседней, уже изрядно "подкрашенной" Польши".
Внимательного взгляда на стены мегаполисов хватит, для того чтобы убедиться - искусство завоевало улицу. несмотря на запреты, провозглашенные Республикой, плакаты, стенсилы и граффити только усиливают яркость городских пейзажей. этот феномен не нов. на протяжении сорока лет, художники разгадывают загадку города и на его же улицах оставляют свои работы. Между тем, к сегодняшнему дню появилось новое поколение художников, из которых многие выросли с маркером Posca в руке. они по новому отражают эстетику улиц. После бурлящих 80-х и 90-х, ознаменовавшихся репрессиями, эта "новая волна" в тандеме с новой техникой, помноженная на развитие оригинального языка форм развивалась на окраинах официальной системы. In Situ - по сути обзор городской культуры, с которой авторы нас стараются свести ближе. Данная книга появилась из самого стрит арта, его активного развития, разработки новых стилей и техник рисования. в книге отведен целый раздел для художников - в том числе пионеры движения Ernest Pignon-Ernest, Miss.Tic, Blek le rat и Speedy Graphito,- они разъясняют свои приемы, анализируют и комментируют свои рисунки, которые уже который год привлекают внимание горожан.
«In Situ, ретроспектива уличного искусства с 1975 по наши дни»
Cтефани Лемуан (Stephanie Lemoine) Жюльен Террал (Julien Terral), издательство Alternatives, 160 страниц
Они повсюду и о них неизвестно почти ничего, они тэжат, рисуют на городских стенах, расклеивают постеры и выводят свои имена в метро... Граффити, стрит арт, настенная живопись и стенсилы - все это появилось на улицах Франции в начале 70-х, от безумной плакатной активности 1968 года, и перед бушующим расцветом граффити 80-х. In Situ по сути является первой книгой, предлагающей видение странного креативного движения. нам удалось поговорить со Стефани Лемуан (Stephanie Lemoine), «обыкновенной интеллигенткой», как она сама себя характеризует, которая работала в соавторстве в Жюльеном Терралем (Julien Terral), обоим авторам уже за 30-ть.
Почему вы заинтересовались именно стрит артом Парижа?
В Париже, по которому любим глуять и Жюльен, и я, мы встретили художников, которые вплотную занимаются дизайном облика столицы. наш преподавательский профиль толкнул, использовав исторический подход, понять как это искусство, которому посвящена наша книга, влияет на жизнь нашего современника в городе.
Вы взяли взяли термин "граффити" в общем смысле, не отделив тех, кто занимается исключительно постерами и стенсилами, почему?
Уличное искусство, что это? Один раз описав все, что относится к этому движению, становится невозможно разделить художников по их специализациям. Наоборот, следует все смешать, а потом дополнить наиболее забав
Просмотров: 13495 | Добавил: DarkArt3D | Рейтинг: 3.8/5
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта Art Graffiti
Форма входа

Спонсор фотогалереи:


Поиск
Календарь
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Архив записей
Наш опрос
Что бы вы хотели ещё видеть на данном ресурсе ?
Всего ответов: 106
Мини-чат
Друзья сайта
  • Dark Art - тёмная сторона искусства.
  • Каталог сайтов - белый, бесплатный каталог.
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Гра́ффи́ти (в контексте исторических надписей единственное число — граффи́то; от итал. graffito, множ. graffiti) — изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. К граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти все: от простых написанных слов до изысканных рисунков.

    В исторической науке этот термин используется давно, но в более узком значении. Когда заходит речь о древних эпиграфических памятниках, то разделяют понятия «граффити» и «дипинти». Если последнее обозначает надписи краской, то «граффити» — процарапанные надписи (сам термин непосредственно происходит от итальянского глагола graffiare — «царапать»).

    Считается, что граффити тесно связано с хип-хоп-культурой и тем бесчисленным количеством стилей, которые произошли от нью-йоркского граффити в метрополитене. Несмотря на это, существует много других замечательных примеров граффити.

    Мы же будем публиковать на данном ресурсе, граффити обладающие художественной ценностью...

    Все права защищены.
    Любое использование материалов, статей, набросков и рисунков, дизайнерских решений, их подборки, может осуществляться лишь с разрешения автора. Никакая часть этого сайта не может быть скопирована или воспроизведена без письменного разрешения администрации. Все логотипы и трейдмарки принадлежат их владельцам. Вся информация, представленная на сайте art-graffiti.ru непосредственно берется из свободных источников в интернет (в основном с согласия автора). Автор сайта не несет никакой ответственности за публикуемые материалы , за содержание материалов, их возможное несоответствие действующему законодательству или оскорбительный характер. За качество услуг, информации, изображений или других материалов, опубликованных на сайте, и их возможное несоответствие общепринятым стандартам или ожиданиям пользователя. За любой прямой или косвенный ущерб и упущенную выгоду, даже если это стало результатом использования или невозможности использования сайта. За способы использования третьими лицами информации в рамках сайта. За надежность, качество и скорость работы сайта и за сохранность материалов. Все файлы предоставляются исключительно в ознакомительных целях. В течение 24 часов после окончания загрузки файлы должны быть удалены. В случае несоблюдения данного пункта Правил Вы нарушите закон РФ 'Об авторском праве и смежных правах' и понесете предусмотренную российским законодательством ответственность вплоть до уголовной. Видеоматериалы не предназначены для просмотра лицами младше 18 лет, так как могут содержать сцены эротического и сексуального характера, насилия и кровопролития, а также не нормативную лексику.

    [28.06.2010]
    Рисуем граффити (1)
    [28.06.2010]
    ТРАФАРЕТ (в граффити культуре) (4)
    [28.06.2010]
    Техника граффити (0)
    [28.06.2010]
    Грунтовка, переход цвета (0)
    [28.06.2010]
    Цветная метка (1)
    [15.04.2011]
    Граффити: искусство или вандализм? (1)
    [15.04.2011]
    Райтеры и те, кто против. Как решить конфликт? (2)